Один из древнейших русских городов, основан Ярославом Мудрым в начале XI в. при впадении в Волгу реки Которосль, первое достоверное упоминание в летописи относится к 1071 г. В XI-XII в. в. это пограничный город Ростово-Суздальского княжества, он играет важную роль в волжской торговле, а в 1218 г. становится столицей княжества.
В 1470 г. входит в Московское княжество.
Семнадцатый век - золотой век Ярославля. Город становится торговым и ремесленным центром, в нём открываются иностранные конторы. После сильнейшего пожара 1658 г. в городе сгорают почти все деревянные постройки и крепостная стена. Город быстро восстанавливается, возводится много церквей, складывается уникальная ярославская школа архитектуры и настенной росписи.
В XVIII в. Ярославль становится центром губернии.
Железная дорога связывает город с обеими столицами в 1870-е г. г.
Начать осмотр Ярославля лучше со Спасо-Преображенского монастыря. Обитель была заложена за городской чертой в XII в., тогда она контролировала путь к посаду и кремлю. Каменные стены построены в 1550-80-е г. г. Они выдержали 24-дневную осаду "тушинского вора" во время Смуты.
Центральный вход в монастырь украшают Святые ворота постройки 1516 г., в 1621 г. они достроены небольшой шатровой церковью. Внутренний свод проезда и часть наружней стены расписаны сюжетами из Апокалипсиса. Поверх этого особенно плохо смотрятся современные граффити.
Центральное сооружение монастыря - Спасо-Преображенский собор - построен в 1216-1224 г. г., в 1505-1516 г. г. полностью перестроен и расписан в 1563-64 г. г.
К сожалению, в 1827 году к собору вплотную пристроили церковь Ярославских чудотворцев, что мешает осмотреть древний собор снаружи. Эта небрежность по отношению к наследию Древней Руси в XIX и начале XX века - к сожалению, весьма распространённое явление.
Напротив собора находится огромная звонница постройки XVI в., с её смотровой площадки можно наблюдать исторический центр города. На первом этаже звонницы - церковь со своеобразным иконостасом, написанным на стене.
Также в XVI в. построены церковь Рождества Христова и трапезная палата. Трапезная палата расписана фресками и в те времена была одним из самых благоустроенных зданий. Обогревалась тёплым воздухом от кухонных печей, еда подавалась через люки из поварни на первом этаже. Настоятельские покои, построенные в XVII в., соединяются с трапезными палатами большими сенями.
Келейный корпус построен в XVII в., при этом использованы новаторские приёмы: внутренние лестницы, окна на лестницах и в сенях.
Ещё в монастыре живёт символ Ярославля - медведица Маша. Когда-то на месте города было поселение Медвежий угол и языческое капище. Ярослав Мудрый разорил его и собственноручно убил священного медведя. Теперь тотемный зверь живёт в православном монастыре, ходит по клетке, судя по всему, хорошо себя чувствует, и взаимоисключающие параграфы его не беспокоят.
Церкви города очень многочислены, богато украшены изразцами снаружи и расписаны внутри, их убранство гораздо богаче, чем у столичных церквей этого периода. По мере возможности, кратко опишу только часть из них.
Рядом со Спасо-Преображенским монастырём, на Богоявленской площади, стоит Богоявленская церковь. Построена в 1684-93 г. г. на средства купца Алексея Зубчанинова. Сейчас это музей, работает с 10 до 17:30, закрыто по понедельникам. Недалеко от церкви, на Комсомольской улице, находится уникальный памятник крепостной архитектуры - Знаменская (Власьевская) башня. Одна из шестнадцати крепостных башен городских укреплений, сохранилось две: эта и Волжская, на Волжской набережной. К сожалению, Знаменская башня обстроена с трёх сторон в XIX в., её вид сильно искажен после пристройки церкви.
Церковь Ильи Пророка. Советская площадь. Открыта с 10:00 до 17:30, закрыта в понедельник. Построена на средства богатейших скупщиков пушнины Аникея и Нифантея Скрипиных в 1647-50-е годы, расписан в 1680-е годы артелью Гурия Никитина и Силы Савина. Роспись храма - наиболее хорошо сохранившиеся фрески XVII в. в России.
Церковь Николы Надеина. Находится на углу Никольского и Волкова переулков. Открыта с 10:00 до 17:30, закрыта в понедельник. Первый посадский каменный храм, возведена в 1622 г., завершение перестроено в начале XVIII в. Расписан храм в 1640-41 г. г. К сожалению, большинство фресок закрыты поздними росписями XIX в.
Церковь Рождества Христова. Ул. Кедрова. Построена по заказу купцов Гурьевых. Первый ярославский храм, где использовались изразцы. Сохранился уникальный резной пятиярусный иконостас первой половины XVII в.
Митрополичьи палаты. Волжская набережная, 1. Построены в XVII в. для Ростовского митрополита. Сейчас там размещается филиал художественного музея.
Церковь Николы "Рубленый город". Набережная реки Которосли, 8. Построена на месте древней надвратной часовни в 1695 г. у того места, где были древние крепостные стены.
Церковь Спаса "на Городу". Набережная Которосли, 10. Построена в 1693 г. всего за полтора месяца.
Церковь Михаила Архангела. Набережная Которосли, 14. Напротив, строилась в течение 25 лет: с 1658 по 1682 годы. Вторая после Рождественской церкви, где применялись изразцы. Расписана фресками в 1730 году.
Церковь Дмитрия Солунского. Б. Октябрьская, 41. Построена в 1671-73 г. г. Расписана в 1686 г. ярославскими мастерами под руководством Севастьяна Дмитриева. Рядом находится церковь Петра Митрополита постройки 1657 г.
Церкви Николы Мокрого (1665-72 г. г.) и Тихвинской иконы Богоматери (1686 г.). Ул. Чайковского, 1. Никольская церковь - летняя, не отапливаемая, богато украшена изразцами. Тихвинская - скромная зимняя церковь. К сожалению, Никольская церковь сейчас, хоть и реставрируется, но находится пока не в лучшем состоянии.
Достаточно далеко от центра города, в Коровницкой слободе, на другом берегу Которосли, находятся церкви Иоанна Златоуста (1649-54 г. г.) и Владимирской иконы Богоматери (1669 г.). Неподалёку стоит колокольня 1680 г. Сейчас храмы переданы старообрядческой общине и находятся на реставрации. Несмотря на удалённость от центра города, найти время, чтобы посетить их - стоит.
К западу от Коровницкой слободы раньше располагалась Ямская слобода, и там на Туговой горе стоит небольшая церковь Параскевы Пятницы (1672 г.).
Церковь Фёдоровской иконы Богоматери в Толчковской слободе, на ул. Емельяна Ярославского, 16. Строили его всей слободой, в 1715 г. его расписали мастера артели Фёдора Игнатьева и Фёдора Фёдорова.
Сохранился иконостас 1705 г.
Церковь Иоанна Предтечи расположена также в Толчковской слободе, далеко от центра города, но до неё стоит добраться: построенная в 1671-87 годах, имеет необычное завершение центральной главы, украшена изразцами и богато расписана изнутри. Рядом стоит столпообразная колокольня, вид её больше похож на западноевропейскую архитектуру.
На левом берегу Волги, в 8 км от центра, находится Толгский монастырь. Самая древняя из ныне существующих построек - Крестовоздвиженский собор 1625 г., чуть позже, в 1681-83 г. г. построили собор во имя Введения во храм Пресвятой Богородицы. В нём сохранились старинные фрески и иконостас.
Многие церкви города и Спасо-Преображенский монастырь являются музеями, перед визитом туда желательно уточнять распорядок работы.