Областной центр в 188 км к юго-западу от Москвы в месте впадения в Оку речки Яченки. Первое упоминание в летописи относится к 1371 г., тогда Калуга была крепостью на границе Московского княжества.
В 1607 г. центр крестьянского восстания под руководством И. И. Болотникова.
К середине XVII в. город утратил своё оборонное значение, Калуга стала купеческим и промышленным городом, чему способствовало положение на перекрёстке торговых путей.
Наивысшего расцвета Калуга купеческая достигла в XVIII – начале XIX в. Именно в это время сложилась планировка исторического центра города – одно из блестящих достижений русского градостроительного искусства. До наших дней историческая застройка хорошо сохранилась, не разбитая на части современными зданиями.
В 1830-е г. г. начался упадок города, связанный с обмелением Оки и прекращением из-за этого речного судоходства, а также из-за падения спроса на канаты и парусину вследствие развития парового флота. Кроме того, построенная в 1847 г. Сызрано-Вяземская железная дорога обошла город стороной, как и Московско-Киевская, построенная в конце XIX – начале XX в. в.
В Калуге 43 года жил Константин Эдуардович Циолковский. Его дом по адресу ул. Циолковского, 79 – филиал Музея истории космонавтики.
В историческом центре города, примерно ограниченном набережной Оки, улицей Гагарина, площадью Мира и улицами Кирова и Луначарского, находятся почти все памятники архитектуры старой Калуги: многочисленные усадьбы дворян, купеческие особняки, церкви.
Пожалуй, наибольший интерес представляют расположенные по улице Баженова Троицкий кафедральный собор (1786-1819 г. г.) и арочный Каменный мост (1777-1785 г. г.), а также самая старая постройка города – храм Покрова на Рву постройки 1687 г., расположенный на пересечении Воскресенской ул. и ул. Декабристов.
Очень интересен Музей истории космонавтики (ул. Академика Королёва, 2). Это лдин из самых больших технических музеев.